Косметологические проблемы с точки зрения китайской медицины

 

Опубликовано в журнале по прикладной эстетике
«Новости эстетики» вып.№4 2015 год.
Автор: Дин Светлана

Стремление людей оставаться молодыми и красивыми естественно. Эликсир молодости искали еще средневековые алхимики, поиски средств и способов, продляющих молодость, не прекращались во все века и продолжаются сегодня.

Несмотря на то, что эликсир молодости так и остается мечтой, в процессе его поиска были найдены различные способы сохранить красоту и здоровье или хотя бы скрыть следы увядания. Со временем не поспоришь, с годами появляются морщинки, отекают и становятся не такими эластичными веки, овал лица постепенно утрачивает свои четкие очертания…. Физиологические изменения, к сожалению, остановить пока не удается. Тем ни менее их можно замедлить, в том числе и используя методы китайской медицины.

Одним из замечательных качеств китайской медицины является то, что она позволяет предсказать заболевание, не дать ему развиться, устранив причину. Эта ее профилактическая составляющая очень востребована в эстетике лица и тела. Возрастные изменения внешности постепенно начинаются со снижения энергетики органов, ускоряясь болезнями. Красота теряется из-за постепенного подтачивания здоровья: морщины, отеки, сосудистая сетка на лице и ногах и т.д. – все это - выражение сбоев в работе систем организма. Костно-мышечные изменения в теле могут возникать независимо от работы внутренних органов (падения, ушибы, переломы, эмоциональные всплески и т.д.), тело приспосабливается к новым условиям бытия (срабатывает компенсационный механизм), обычно вовлекая и органы. Или же наоборот – заболевания органов приводят к изменениям в мышцах и костях.

Сравнивая восточную и западную медицину, врачи-западники, практикующие китайскую акупунктуру, отмечают только одну точку соприкосновения – пациента. Даже одинаковые названия внутренних органов их не сближают, так как западная медицина упор делает на анатомическое строение и механические функции, в китайской же рассматриваются в единстве как анатомическое строение органа, так и его эмоциональная и ментальная составляющие. Поэтому в западной литературе органы китайской медицины часто пишут с большой буквы.

Основные постулаты китайской медицины

Китайская философия и медицина в своей основе имеют три главных составных части, «три кита»: концепцию Ци, концепцию Инь-Ян и теорию У-син.

Концепция ЦИ

Концепция Ци пронизывает всю китайскую философию. Китайцы считают, что Ци – это все, что окружает человека: материальное и нематериальное. Поэтому европейцу очень трудно было перевести, что же такое «Ци». Это слово переводили как «жизненная энергия», «материальная сила», «материя», «эфир». Дело в том, что Ци находится в состоянии постоянного течения и в различных агрегатных состояниях. Когда Ци конденсируется, энергия трансформируется и переходит в физическую форму; когда Ци рассеивается, она порождает более тонкие формы материи.

Применительно к медицине Ци является материальным и психо-духовным основанием человеческой жизни. Тело и душа – лишь формы Ци. Все остальные жизненные субстанции являются проявлением Ци различной степени материальности от вполне материальных (например, Кровь), до полностью нематериальных (например, Разум – Шэнь).

На уровне антропологическом Ци обозначает некий наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением. Чтобы отличать Ци человека от от окружающего его пространства, ее называют «внутренней» или «истинной» Ци. Истинную Ци можно разделить на наследственную и приобретенную. Наследственная (Изначальная, Пред-небесная, Юань) Ци передается по наследству от родителей, находясь еще на стадии эмбриона. Приобретенная (Пост-Небесная) Ци образуется в теле в процессе жизнедеятельности организма сразу же после рождения.

Приобретенная Ци постоянно пополняется с помощью еды, питья, воздуха. Этим объясняется способность человека ежедневно восстанавливать свои силы.

Наследственная Ци представляет собой запас жизненных сил, переданных от родителей и, в большой мере, определяет продолжительность жизни. Этот вид Ци поддерживается за счет Приобретенной Ци, растрачивается при недостатке Приобретенной Ци. Поэтому Наследственную Ци надо всячески сохранять. Именно уменьшение Наследственной Ци влечет за собой возрастные изменения внешности, ускоряет старение организма. И неслучайно основными причинами, снижающими продолжительность и качество жизни, китайская медицина считает заболевания, особенно хронические, и физическое или интеллектуальное переутомления, при которых растрачивается Наследственная Ци организма.

Изначальная Ци (Юань Ци) зарождается в Почках. Там же располагается Огонь Врат Жизни (Мин Мэнь), являющийся физиологическим огнем, обеспечивающим организм теплом, необходимым для всех видов функциональной активности. Чем больше Ци в Почке, тем жизнеспособнее человек, поэтому ей уделяется так много внимания в китайских практиках.

Концепция Инь-Ян

Концепция Инь-Ян является одной из основополагающих концепций китайской философии и медицины. Она blog1-2 некоторым образом близка по смыслу к закону Единства и борьбы противоположностей в западной философии. Инь и Ян представляют собой противоположные и дополняющие друг друга качества. Инь всегда содержит в себе семя Ян и наоборот, что полным образом отражено в известном нам символе - Монаде. Этот символ еще в Китае называют Верхним пределом (Тай цзи), олицетворяющим взаимозависимость Инь и Ян.

Инь может трансформироваться в Ян, а Ян – в Инь. Философская школа, которая развила теорию Инь-Ян до высокого уровня называлась Школой Инь-Ян и была сформирована во времена Сражающихся царств в 476-221 гг. до н.э. Вероятно, изначально концепция Инь-Ян зародилась в результате наблюдений крестьян за сменой дня и ночи. День соответствует Ян, ночь – Инь. Следовательно, к Ян относятся деятельность, свет, Солнце, яркость, Юг, Восток (солнце всходит на востоке), тепло, разреженность, подъем. Инь соответствуют ночь, отдых, спокойствие, Луна, тень, Запад (солнце заходит на западе), Север, холод, плотность, спуск.

Хотя Инь и Ян являются противоположностями, но они не могут существовать друг без друга, постоянно находясь в состоянии динамического баланса, в результате движения сменяя друг друга: ночь сменяет день, времена года сменяют друг друга. Не может быть активности, если не было отдыха, не может быть сжатия без расширения, не может существовать энергии без материи… Ослабление Инь ведет за собой увеличение Ян и наоборот. Инь и Ян являются противоположными агрегатными состояниями вещества, так при нагревании воды (Инь), образуется пар, который поднимается вверх (Ян).

Однако, противоположность Инь и Ян относительна, так как не существует абсолютно полного Ян и абсолютно полного Инь. Так например, в соответствии с китайской диетологией овощи в целом являются Инь, а мясо – Ян. Однако, внутри каждой категории есть различные степени качеств Инь и Ян. Так, например, курица по отношению к капусте будет Ян, однако, по отношению к мясу ягненка – Инь.

Теория У-син

Третья наиважнейшая часть китайской философии и медицины – теория У-син (теория Пяти Первоэлементов). Теория У-син зародилась приблизительно в те же времена, что и теория Инь-Ян. С появлением этих теорий китайские целители больше не искали сверхъестественных причин болезней. Они стали изучать Природу, определяли синдром и объясняли болезнь.

Пять элементов: Дерево, Огонь, Металл, Земля и Вода являются основными составляющими, из которых создан окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования.

При помощи этих пяти элементов, их взаимодействий восточная философия описывает Вселенную и все протекающие в ней циклы. Буквальный перевод слова «элемент» - это нечто стабильное, неподвижное, но китайское слово «синь» означает движение и перемены, поэтому более точный перевод – «пять стихий» («У» - переводится как «пять»).

Эти пять элементов находятся в циклической взаимосвязи, чем объясняются функциональные процессы, происходящие в природе, в человеческой жизни. Все явления мира укладываются в представление о пяти первоэлементах. Модели, существующие в природе, повторяются на всех уровнях организации – от вращения планет до работы внутренних органов.

Эти пять элементов и человеческая культура сплетены друг с другом сложной паутиной. В соответствии с этими принципами велись государственные и общественные дела, строились дома и города, определялось время свадеб и зачатий, время посева и жатвы. И также совершенствовались методы сохранения здоровья. Человек в ходе своей жизни проходит циклы, подобные временам года.

Дерево. Начало жизни – рождение. В годовом цикле – это весна с ее бурями. В мире растений зеленый побег символизирует начало нового цикла роста. Дерево – это элемент, которому свойственны эластичная упругость и безудержное стремление ввысь.

Огонь. К этому элементу относится детство и юность, горящий интерес и любопытство, способность восхищаться и фантазировать. В суточном цикле Огонь символизирует полдень, а в годовом – лето, наполненное теплом и зноем.

Земля. Человек находится в зрелом возрасте, все вокруг созрело и укоренилось, все на своем месте. Послеполуденное время, позднее лето, напоенное влагой, золотисто-желтый свет и покой.

Металл. Человек стареет, его волосы седые. В жизни начинается период, когда пожинаешь посеянное. С этим элементом связаны вечерние сумерки и осень, как период жатвы.

Вода. Цикл завершается, человек находится в старческом возрасте, приближается конец жизни. Темная ночь, становится холодно, все живое исчезает, чтобы вновь возродиться в воде и потом весной прорасти новой жизнью.

Внутренние органы в теле человека соответствуют определенным элементам. Легкие и Толстый кишечник относятся к элементу Металл; Селезенка и Желудок – к элементу Земля; Печень и Желчный пузырь – к элементу Ветер; Почки и Мочевой пузырь – к элементу Вода; Сердце, Перикард, Тонкий кишечник и Тройной обогреватель – к элементу Огонь. По теории У-син можно проследить, как стимуляция деятельности каждого органа оказывает непосредственное влияние на течение всех внутренних процессов жизнедеятельности.

Наша цельность зависит от пропорций и ритма каждой из пяти фаз внутри нас, регулирующих бодрствование и сон, активность и отдых, возбуждение и торможение. Вот почему так важно достижение равновесия, что означает подвижность, разнообразие, умеренность и гармонию с собственными ритмами и потребностями.

Энергетическая структура тела в китайской медицине

Согласно китайской медицине, тело человека пронизывают десять парных каналов (симметричных с левой и с правой сторон), проходящие через внутренние органы: Легкие, Селезенку, Печень, Почки, Сердце, Тонкую кишку, Толстую кишку, Желудок, Желчный пузырь, Мочевой пузырь. Еще два парных канала проходят через виртуальные органы: Перикард и Тройной обогреватель. Перикард определяется, как оболочка Сердца, укрывающая его от воздействия наружных патогенных факторов. Тройной обогреватель включает в себя все внутренние органы тела. И еще два меридиана – впереди Жень-май и сзади Ду-май делят тело на две равные части.

Меридианы (каналы), проходя через органы, имеют свои ходы. Причем, различают поверхностный и внутренний ход меридианов. Схемы с изображением меридианов передают их поверхностный ход, дающий возможность через определенные точки воздействовать на организм. Внутренний ход меридианов пролегает внутри организма, через него происходит соединение меридианов с внутренними органами и между собой.

Ян и Инь-каналы соединяются между собой через соединительно-переходные точки (или ЛО-пункты). От ЛО-пунктов отходят коллатерали для соединения меридианов, представляющие собой сеть мелких горизонтальных ответвлений в поверхностной части тела в пространстве между основными каналами и кожей. Благодаря этим точкам осуществляется поверхностно-внутренняя связь двух внутренних органов и связанных с ними каналов. В поверхностно-внутренней связи находятся: меридианы Легких и Толстой кишки; Селезенки и Желудка; Сердца и Тонкой кишки, Перикарда и Трех обогревателей, Почек и Мочевого пузыря, Печени и Желчного пузыря. Благодаря этому воздействием на соединительно-переходную точку можно лечить и заболевания внутреннего органа, и поражения кожного покрова.

Все это составляет единую энергетическую сеть человека.

Итак, плотные внутренние органы: Легкие, Сердце, Селезенка, Печень и Почки, а также и Перикард, способные накапливать энергию, называются Инь-органами. А полые органы: Толстая кишка, Тонкая кишка, Желудок, Мочевой пузырь, Желчный пузырь, в которых в основном происходит перемещение веществ, являются Ян-органами. К Ян-органам относят и Тройной обогреватель, в функции которого входит контроль над перенесением и проникновением Ци и за переработку, перенесение и выведение жидкостей тела во всех полостях и органах. Значение Тройного обогревателя огромно еще и потому, что именно он является двигателем того, чтобы Юань Ци активизировала все физиологические функции тела и обеспечивала теплом для пищеварения и обработки пищи. Быть на поверхности и защищать – функция Ян, быть внутри и питать – функция Инь. Поэтому по спине проходят только меридианы Ян, а по грудной клетке – только меридианы Инь (за исключением меридиана Желудка).

Внутренняя часть туловища – грудь и живот относятся к Инь. Поэтому они могут повреждаться такими внешними патогенными факторами природы Инь, как Сырость и Холод.

Голова легко подвергается воздействию внешних патогенных факторов природы Ян, таких как ветер и Летний жар. Через точки головы можно укреплять энергию Ян организма.

Лицо – место, где начинаются и заканчиваются, связываясь между собой, все каналы Ян. Поэтому косметология в Китае, будучи тесно связанной с китайской медициной, рассматривает проблемы на лице совместно с проблемами в организме. Проводя процедуры на лице, китайские косметологи обязательно дополнительно воздействуют на определенные точки или зоны на теле.

Диагностические методы в китайской медицине

Казалось бы, диагностические методы китайской медицины (осмотр, опрос, пальпация, аускультация) весьма примитивны. Ни томографов, ни анализов на биохимию, ни УЗИ. Тем ни менее они не с худшей, а иногда и с лучшей точностью позволяют определить текущее состояние организма, спрогнозировать отрицательное развитие событий, пока человек еще не чувствует недомогания, и устранить их.

Старейшими методами диагностики в китайской медицине являются пульсовая диагностика и диагностика по языку.

Пульсовая диагностика, о которой стало известно еще в 5 веке до нашей эры, является классикой китайской медицины. И это неспроста. Ведь в Китае пациент платил лекарю гонорар не за лечение, а за здоровье. Известны случаи, когда со смертью высокопоставленного больного врача убивали. Особенно это касалось императора, к которому прикасаться было запрещено. Единственное, на что имел право врач – прикоснуться к лучевой артерии руки, прощупать пульс и сделать заключение о состоянии здоровья. Мера наказания за ошибочный диагноз и неправильно проведенное лечение явилось сильным стимулом для превращения пульсовой диагностики в высочайшее искусство.

Метод пульсовой диагностики основан на исследовании волновых процессов, отражающих функциональное состояние внутренних органов. Необходимо их определенное соотношение по силе удара, ритму, скорости и т.д. Отклонение от нормы этих показателей позволяет провести диагностику широкого спектра нарушений и изменений состояния систем организма. Интересно, что это исследование возможно проводить чуткими пальцами целителя, прикасающимися к лучевой артерии в области запястья на обеих руках пациента.

В организме человека все взаимосвязано, и если нарушается одна его система, то неизбежно происходят изменения во всем организме. Поэтому подтверждения правильно проведенной пульсовой диагностики всегда найдутся при осмотре языка пациента и наоборот.

В ходе диагностики состояния здоровья по языку обращают внимание на его размер, форму, цвет, величину, наличие налета, трещин, язв и звездочек и т.д.

Язык издавна считается индикатором состояния здоровья человека. Иногда его изменения появляются раньше всех других признаков заболевания. Например, в ходе диагностики по языку выясняется, что у человека Жар Желудка (красный язык с желтым налетом в средней части). Если вовремя не провести лечение, через некоторое время человек в самом деле почувствует дискомфорт в Желудке. Причем, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, это может вылиться не только в гастрит, но и в язву желудка, а на лице могут появиться воспаления.

Другой пример: человека беспокоит очень жирная кожа на лице, жирные, быстро пачкающиеся волосы. Скорее всего, доктор увидит отечный язык с белым вязким налетом, красную полоску по краям языка и сделает вывод, что необходимо убрать Сырость из организма, нормализовать функции Печени и Желчного пузыря.

Китайские врачи начинают осмотр больного еще до того, как тот заговорит. Наблюдают, какая у него походка, как он стоит, как садится. Обязательно обращают внимание на его телосложение, на манеру говорить, на тембр голоса. Показательны цвет лица, состояние волос и т.д. В древние времена считалось самым высоким диагностическим искусством и признаком превосходного доктора возможность поставить правильный диагноз, просто осмотрев пациента без всякой потребности задавать вопросы или пальпировать его. Еще в эпоху Мин была известна диагностика болезни по лицу «Сян-Мин - искусство чтения по лицу». Искусство Сян-Мин практиковалось великими мастерами, держалось в строжайшей тайне и передавалось устно самым одаренным ученикам.

Отражение дисбаланса органов и меридианов в коже лица и тела

В «Учении о болезнях кожи» считается, что здоровье и красота кожи в большой степени зависят от притока крови 1-4 к поверхности кожи и нормального кровообращения.

При недостаточном кровообращении (недостаточность Ци и Крови) происходит нарушение кровообращения во всем организме. А именно кровь доставляет коже необходимую для нее влагу, кислород и питательные вещества.

Сильное переутомление, сильное истощение, недостаточное поступление крови и кислорода в кожу, застой Ци Печени, многофакторный упадок сил организма, результатом в конечном итоге является нарушение нормальной циркуляции крови. Нормальный доступ крови нарушается, возникает застой крови в капиллярах кожи лица. В этом случае клетки кожи не получают приносимых с кровью питательных веществ, воды, кислорода, витаминов, микроэлементов, других элементов роста, теряют жизненную силу, после чего кожа становится сухой и грубой, а то и дряблой, приобретает нездоровый темный цвет.

Осмотр кожи является важным аспектом китайской диагностики. Обязательно отмечаются цвет, текстура кожи, кожных пор и волос на теле, а также выявление любых ненормальных проявлений на коже.

Цвет и состояние лица

Китайский косметолог обязательно обратит внимание на цвет лица клиента. В норме лицу должны быть свойственны «блеск» и «увлажненность». «Блеск» означает, что лицо должно быть блестящим и светящимся. В этом случае говорят, что в лице присутствует дух Шэнь, обозначающий хорошие жизненные силы. «Увлажненность» означает, что на лице присутствует Ци Желудка, то есть видно, что нет недостатка в жидкостях, и лицо хорошо увлажнено и упругое. Если китаец говорит кому-то, что у него или у нее хорошее Ци на лице, это означает высшую степень комплимента внешности.

Нормальный цвет лица должен иметь чуть красноватый оттенок, потому что лицо в целом отражает состояние Сердца. Красноватый оттенок свидетельствует о том, что Сердце в достаточной мере обеспечено кровью. Правда, нормальный цвет лица еще зависит от расовых отличий, поэтому будут присутствовать вариации нормального цвета лица у людей различных рас. Но блеск, увлажненность, красноватый оттенок должны присутствовать в любом случае, как атрибуты хорошего внешнего вида лица. Тусклый желтоватый оттенок указывает на Сырость, а яркий желтый цвет – на Сырость с Жаром.

Довольно часто можно наблюдать вокруг губ кожу зеленовато-желтого оттенка. Губы – «окно» Селезенки. Поэтому в данном случае это говорит о недостаточности Селезенки с Сыростью, внедрившейся из-за дисбаланса Печени.

В целом красный цвет кожи указывает на Жар. Если покраснение появилось внезапно и красный цвет яркий, это Полный Жар, например, прыщи, фурункулы.

Если покраснение развивается постепенно и красный цвет отличается тусклостью и сухостью, то это – Пустой Жар. Так, часто румянец в области скул на бледном лице является отражением Пустого Жара Почек (недостаточность Крови или недостаточность эссенции Почек). Почки считаются самым главным органом, потому что от их силы зависит репродуктивная функция организма, они хранят эссенцию – животворное родительское начало (Юань Ци). Почки принимают участие в образовании головного, спинного и костного мозга. Почки питают органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. Старение организма начинается с ослабления эссенции Почек. В китайской медицине существуют приемы, повышающие энергетику Почек, и таким образом, продлевающие жизнь.

Сухость кожи

Сухость кожи, волос, ломкость ногтей свидетельствуют о продолжительной недостаточности Крови. В восполнении Крови принимают участие такие органы, как Селезенка, Печень, Почки. Поэтому недостаток Крови свидетельствует о слабости одного или более перечисленных органов. Особенно часто это наблюдается у женщин.

Повышенная жирность кожи

Причиной повышенной жирности кожи западная медицина считает повышенную секрецию кожного сала из-за активности андрогенов. По китайской медицине жирность кожи обусловлена присутствием внутренней Сырости или Флегмы. Часто устранение данного патогенного фактора проводится одновременно с нормализацией работы желудочно-кишечного тракта, гармонизацией меридианов Желчного пузыря и Печени.

Воспаления на лице

Подростковая угревая сыпь, акне возникает в период полового созревания, когда кожа из-за гормональных всплесков становится очень уязвимой к проникновению внешних бактерий с патогенными факторами Ветра-Сырости, Ветра-Жара. Дальнейшее ее развитие, переход в хроническую форму связан с проникновением патогенных факторов глубже в каналы (чаще в желудочно-кишечный тракт – меридианы Желудка, Толстого кишечника, Тонкого кишечника). С позиций западной медицины эта патология желудочно-кишечного тракта находит свое выражение в виде дисбактериоза, гастрита и т.д.

Не заканчивающиеся или возникающие по окончании подросткового периода угревая болезнь, акнэ связаны с заболеваниями внутренних органов и довольно часто - с психоэмоциональными факторами, которые способствуют возникновению ряда заболеваний внутренних органов. Подобным образом кожа сигнализирует о неполадках в работе желудочно-кишечного тракта, а также о гинекологических проблемах, о проблемах в печени и желчном пузыре и т.д.

С точки зрения китайской медицины акнэ на лице в целом бывает обусловлено Сыростью – Жаром (соответствует воспалению на фоне нарушения обмена веществ). При длительных, хронических случаях всегда присутствует недостаточность энергии Ци (соответствует синдрому хронической усталости, эндокринным нарушениям). В тяжелых случаях, когда пустулы становятся очень большими и болезненными, причиной является Токсический Жар (активизация инфекционного воспаления). Если пустулы приобретают темно-фиолетовый цвет, это означает присоединение Стаза Крови (нарушение питания, трофики тканей, регенерации кожи).

Воспаления в верхней части туловища (лицо, шея, плечи) свидетельствуют о присутствии Сырости-Жара с преобладанием Жара, а в нижней части туловища – Сырости-Жара с преобладанием Сырости. При зуде подключается еще один патогенный фактор – Ветер.

Западная медицина для избавления от угревой сыпи, акне предлагает антибиотики и гормоны. В итоге эта проблема может сопровождать человека всю жизнь вместе с возникающими новыми проблемами из-за приема препаратов (сбои в работе желудочно-кишечного тракта, гормональные...).

Методами китайской медицины можно очистить Жар, остудить и заставить двигаться Кровь, изгнать Сырость, убрать Ветер, гармонизировать состояние внутренних органов. Результатом будет чистая кожа.

Заболевания кожи

Методами китайской медицины успешно излечиваются кожные заболевания. Так, кератоз является утолщением кератина поверхностного слоя с отслаивающимися фрагментами. Они могут быть тонкими, белыми, серебристыми при псориазе или большими, похожими на рыбью чешую, при ихтиозе. Китайская медицина считает, что при хронических кожных болезнях сухие чешуйки обусловлены недостаточностью Крови, а при острых - Жаром. При Сырости - Жаре чешуйки маслянистые.

Экзема – довольно часто встречающееся заболевание. В современной китайской медицине это заболевание называют «сыпь сырости». То есть, имеется в виду обязательное присутствие Сырости, даже если нет мокнутия на коже. Обычно Сырость сочетается с Жаром. Острая экзема характеризуется интенсивным зудом, везикулами, покраснением, отечностью кожи, а хроническая - кожным зудом, отеком кожи, растрескиванием, шелушением, утолщением и огрубением. Хроническая экзема может быть влажной и сухой. Влажная экзема указывает на превалирование Сырости, а сухая – на превалирование Жара.

Крапивницу в китайской медицине называют «ветер, скрытый под сыпью», потому что и при острой, и при хронической крапивнице основным паттерном является Ветер в коже. Ветер в коже, как правило, проявляется интенсивным зудом, часто перемещающимся по всему телу.

Считается, что при острой крапивнице превалирует Ветер-Жар, который вызывает интенсивный зуд с внезапным началом и красные, быстро распространяющиеся высыпания. При хронической крапивнице Ветер может комбинироваться с недостаточностью Желудка и Селезенки и с Сыростью, что обуславливает склонность к пищевым аллергиям. В этом случае высыпания будут с прозрачным экссудатом, а зуд будет менее выражен.

Морщины и складки на лице

Привычка, сжав зубы, преодолевать жизненные невзгоды, создает мышечные зажимы и спазмы на лице и в теле. Это лишь малая толика того, как человек своими действиями и мыслями изменяет свою внешность. Вся эмоциональная жизнь человека находит отражение в возрастных изменениях его внешности. Особенно явно видно это на лице: в жевательных и мимических мышцах запечатлена реакция человека на жизненные события в виде бугорков-спазмов, заломов-морщин, выпуклостей-отеков. Причем сила спазмирующихся мышц настолько велика, что они способны тащить за собой связанные с ними кости: опускать на глаза лобную кость, сдвигать к носу скуловые кости, ощутимо подтягивать нижнюю челюсть к верхней, причем часто преимущественно с одной стороны больше, а с другой меньше…

Китайская косметология считает одной из основных причин появления морщин и складок на лице и шее психо-эмоциональную составляющую. В литературе отмечается: «5 видов душевного волнения (радость, гнев, беспокойство, печаль, страх) и 7 чувств (радость, гнев, печаль, страх, любовь, ненависть, половое влечение) могут проникать в мимические мышцы, запечатлеваясь на лице. C течением времени на этих местах формируются морщины.»

Выделяют образование динамических морщин в молодом возрасте из-за усиленной мимики (в частности, морщина «гордецов» при гневливости характера) и морщины старости в пожилом возрасте, чему способствуют также недостаточность крови и жидкостей в организме по причине слабости Селезенки, Легких и Сердца. Особо отмечается роль Печени в образовании морщин: «Печень ведает открыванием путей воды, свободным устремлениям души и способствует перевариванию и впитыванию. Как правило, печень накапливает неспокойные устремления души; грусть или волнение легко переходят в гнев, проходя в мимические мышцы, сокращают их, образуя в этих местах морщины. Печень без свободы оказывает влияние на Селезенку и Желудок и пути воды тройного обогревателя, которые в свою очередь влияют на образование секреторных жидкостей, крови и жидкостей организма. Мышцы лица без Ци, Крови, секреторных жидкостей, без увлажнения и питания легко рождают морщины.»

Также отмечается, что несбалансированное питание, голодание приводят к недостаточному питанию мышц лица, а, следовательно, к раннему увяданию кожи, возникновению морщин. К причинам преждевременного появления морщин относят переутомление как физическое, так и умственное, так как в этом случае увеличивается нагрузка на Селезенку и на Сердце.

Гиподинамия тоже способствует увеличению морщин, так как отсутствие физического движения затрудняет циркуляцию энергии Ци и Крови, препятствуя снабжению мышц и кожи всем необходимым.

Отечность на лице

Отечность на лице тоже является серьезной проблемой. Утренняя общая отечность лица является дисфункцией Печени. Это означает, что в организме присутствует Жар Печени, который восходит вверх (Жар, Огонь всегда стремятся наверх) и тащит за собой жидкость. При работающих лимфоузлах к середине дня отек сходит.

Казалось бы, безобидные ОРЗ, ОРВИ блокируют токсинами лимфоузлы, провоцируя образование отеков на лице и на шее.

Отечность век приносит немало неприятностей как визуальных, так и сигнализирует о наличии проблем с внутренними органами.

Так, долгое время существующий отек в районе бровей и верхних век образует нависшие надбровные дуги и нависшие верхние веки (усугубляемые нависающей лобной костью); на нижних веках, со временем собираются, образуя «мешки», концентрируясь в кисты. В итоге визуально увеличивается западение и уменьшение размера глаз.

Если рассматривать состояние органов и систем тела, то дряблость круговых мышц век в целом свидетельствует о недостаточности Селезенки. «Мешки» непосредственно под глазами на нижнем веке свидетельствуют о проблемах с Почками. «Мешки» чуть ниже нижнего века – о кишечных заболеваниях, а «мешки» еще ниже – о проблемах с мочевым пузырем. Методы китайской медицины для решения эстетических проблем Для решения эстетических проблем лица и тела основой акцент делается на устранение причин через нормализацию работы внутренних органов.

Ручные массажи тела и лица: китайский классический, туйна; акупрессура (надавливание на точки акупунктуры), акупунктура иглами, мануальный лимфодренаж тела, гуаша тела (массаж специальными скребками из рога буйвола), гуаша лица (деликатный массаж скребками из рога буйвола или из нефрита), прогревание полынными сигарами, массаж стоп, ванны, обертывания, маски, фитотерапия, китайская диетология, рекомендации по упражнениям гимнастики тайцзицуань – вот приблизительный перечень способов сохранения красоты и здоровья в Китае.

 

Остались вопросы?
Звонки принимаются с: 10:00 до 20:00
Москва, Варшавское шоссе, 36, стр. 8
Наши партнеры
Природная косметика Наше расписание на портале СмартАфиша