В добротной статье "Гормоны в косметических продуктах", опубликованной в журнале "Les nouvelles esthetigues" №3/99, Т.В.Маяцкой сделана попытка всесторонне рассмотреть вопросы, связанные с использованием гормонов в качестве добавок к косметическим препаратам. Соглашаясь с возможностью использования гормональных препаратов в дерматокосметологии, отслеживая связь возрастных изменений состояния кожи с изменениями гормонального фона в плазме крови человека, автор в "заключении" не оставляет никаких шансов использования гормоносодержащих добавок в обычных (профилактических) косметических препаратах, ссылаясь, при этом, на ряд законодательных документов западных стран, признанных и Госстандартом РФ.
В этой связи хотелось бы заметить, что простое дублирование законодательных актов западных стран не всегда способствует развитию косметологии в России.
В качестве примера можно привести российский проект определения косметического средства, практически идентичный определению, принятому законодательством Франции. Французские законодатели утверждают, что все препараты, обладающие способностью действовать на слои, более глубокие, чем базальный слой эпидермиса, должны быть исключены из применения в косметологии. Если этот проект определения косметического средства будет принят Госстандартом РФ и строго соблюдаться, то российская косметология закончит свое существование. На основании данных по проницаемости кожи можно считать, что сегодня в мировом производстве косметики отсутствуют препараты, компоненты которых не проникали бы в кровь, предварительно смешиваясь с лимфой и плазмой.
Таким образом, законодательные акты Европейского экономического сообщества в области косметологии следует оценивать критически, чтобы вслед за ними не "наступить на грабли".
На наш взгляд, аналогичным образом необходимо относиться и к Приложению II Директивы ЕЭС, включающему список веществ, запрещенных к применению в косметологии. Речь идет о гормонах и гормоноподобных веществах. Если строго следовать этому списку, то, вне всякого сомнения, следует запретить использование в косметических препаратах молочных и молочно-кислых продуктов, яиц, рыбьих молок и икры, так как все перечисленные выше продукты содержат разнообразные гормоны.
Так в молоке животных (включая человека) содержатся: кортикостероиды - дексаметазон, бетаметазон, флуметазон, триамцинолон, преднизотон, преднизолон, метилпреднизолон, флюдрокортизон, беклометазон (Fioru-M. et al., J.Chromatogr-A. 1998, 807(2) 219-27), прогестерон (Sauer M.J. et al., J Steroid. Biochem., 1989, 33(3), 433-8), паратироидные гормоны (Bidayr A.A. et al., Proc. Natl. Acad. Sci. USA, 1989, 86(18) 7183-5), эстрадиол - 17 бета (Gyawu P., Pope G.S., Bz.Wet. J., 1990, 146(3) 194-204), соматостатин (Koch J. et al. Endocr. Regul., 1991, 25(1-2) 128-33) и т.д. Более подробную информацию об этом можно получить в обзорной работе Perlman W.H., Endocr. Regul., 1991, 25(1-2): 4 - 9).
Приведенные данные подтверждают, что многие пищевые продукты животного происхождения содержат гормоны и гормоноподобные вещества.
Чтобы быть последовательным, необходимо ответить на вопрос о том, почему такого рода продукты практически бесконтрольно используются в качестве пищи. При этом следует заметить, что проницаемость слизистой оболочки желудка значительно выше, чем проницаемость кожи, а гормоны стероидного типа (андрогены, эстрогены) легко и практически без разрушения поступают в кровь через желудок (таблеточные формы). С другой стороны, известно, что передозировка гормонов действительно может вызывать патологические отклонения в организме.
Ответ на этот вопрос, вероятнее всего, связан с тем обстоятельством, что абсолютные концентрации гормонов в биологических жидкостях и продуктах животноводства имеют достаточно низкий уровень. Поэтому, попадая в кровь человека через желудок (или через кожу), они не влияют существенным образом на общий уровень гормонов в организме человека (Децина А.Н., Бондаренко К.В., Косметика и медицина, 1998, №6, 46-53).
Это обстоятельство, на наш взгляд, требует определения максимально допустимых концентраций гормонов и гормоноподобных веществ в косметических препаратах. Но для этого необходимо провести специальные исследования. Например, детально изучить содержание биологически активных веществ в пищевых продуктах, сопоставить концентрации этих соединений с их содержанием в крови человека и определить допустимые (пороговые) концентрации для косметических препаратов и т.д.
Однако, проще всего, в соответствии с мнением автора цитируемой работы, запретить использование такого рода продуктов в косметике (косметологическое вегетарианство). Извините за прописную истину, но самый легкий и простой путь не всегда является самым верным.
Не хотелось бы также допускать, чтобы косметология (еще весьма слабая наука) базировалась на "замшелых" постулатах, даже если они были сформулированы и используются в других странах.