Опубликовано в журнале "Массаж. Эстетика тела"
вып.№2 2015 год. на портале Consilium Medicum
Автор: Дин Светлана
«Эстетика тела» – понятие, очень сильно привязанное к культуре и экономическому развитию того места, в котором она культивируется. Задумываться о ней начинают тогда, когда появляются люди, у которых есть достаточно свободного времени и финансовых средств для рассуждений о том, что в человеке еще и «тело должно быть прекрасно».
Профессиональный лучник с искривленным позвонком и неравномерным развитием рук; рыцарь, жизнь которого зависит от умения владеть мечом и способностью работать им в течение боя (чтобы проникнуться, можно взять кочергу длиной менее метра и весом около килограмма и попробовать минут пять ею помахать или подержать в вытянутой руке палку, имитирующую лук, в течение этак часика...), вряд ли имел возможность задумываться о гармоничном развитии тела. Крестьянка, вечно согнутая работой, швея или прачка… им было не до эстетики. А, вот, например, дамам полусвета эстетика была крайне необходима, их внешний вид был инструментом, таким же, как у воина меч, а у швеи игла. И чем дольше они сохраняли форму, тем успешнее могли проявлять себя в этом свете. Тем более в 20 лет об эстетике тела, как правило, никто не задумывается, а в 30 – бывает, что и нужно.
Что касается культурных и национальных традиций – например, идеал современной европейской женщины – 90–60–90. По правде сказать, мне не очень понятно, что это означает без четвертой цифры – роста, но Рубенс такую женщину в натурщицы не взял бы (достаточно вспомнить его граций). Да и в деревнях той поры современная модель успеха бы не имела. В те времена женщины, от которых шарахались кони и гасли избы, ценились никак не меньше мужчин, которые от этих женщин не убегали в крестовые походы, потому что понятие красоты и эстетики было несколько иное, чем сейчас.
В Китае, Японии, Корее толстые мужчины всегда были показателем успешности и являлись весьма привлекательными для женщин. В Китае в эпоху династии Тан в моде были пышные женщины в подражание роскошному телу наложницы императора Мин-хуна Ян Гуйфэй (685–782 гг). Однако очень скоро в моду вошел новый эталон женской красоты: бледное лунообразное лицо и по-мальчишески стройная фигура. Китайские красавицы одевались в платье свободного покроя с чрезмерно длинными рукавами и бинтовали себе ступни, так как считали, что такие деформированные крошечные ноги делают их походку более изящной и свидетельствуют об их принадлежности к высокому сословию. Иными словами, следует заключить, что понятие эстетики тела – вещь относительная, сиюминутная. Поэтому о современной эстетике тела мы можем говорить только с позиций сегодняшнего дня, современной культуры.
В наше время эталоном красоты считается вечная моложавость: накачанные мужские бицепсы, подтянутый живот, отсутствие морщин и обвислостей на лице и теле, гладкая кожа без целлюлита. Довольно популярны большая грудь и пухлые губы у женщин. Развитие научно-технического прогресса, интенсивный ритм жизни сделали возможным достигать желаемых изменений внешности быстро, без особых усилий: употребление в пищу веществ, подкачивающих мышцы, липосакция (вытягивание лишнего жира из подкожной жировой клетчатки), инъекции, временно заполняющие морщины, филлеры для накачки губ и т.д. Подкупает быстрота достижения видимого результата. При этом не принимаются в расчет отдаленные негативные последствия от всего введенного внутрь. Они ведь отдаленные…
И еще из наблюдений: как ни странно, все-таки инъекции не делают лицо моложе. Поскольку, заполняя морщины, не убирается напряжение лицевой мускулатуры. Однако китайская традиционная медицина может оказать неоценимую помощь в достижении эталона красоты современного общества через поддержание и укрепление здоровья, где для решения эстетических проблем лица и тела основой акцент делается на нормализацию работы внутренних органов.
Китайская философия и медицина в своей основе имеют три главных составных части, «три кита»: концепцию Ци, концепцию Инь-Ян и теорию У-син.
Концепция Ци пронизывает всю китайскую философию. Китайцы считают, что Ци – это все, что окружает человека: материальное и нематериальное. Поэтому европейцу очень трудно было понять, что же такое Ци. Это слово переводили как «жизненная энергия», «материальная сила», «материя», «эфир». По китайским воззрениям Ци находится в состоянии постоянного течения в различных агрегатных состояниях. Когда Ци конденсируется, энергия трансформируется и переходит в физическую форму; когда Ци рассеивается, она порождает более тонкие формы материи.
Применительно к медицине Ци является материальным и психодуховным основанием человеческой жизни. Тело и душа – это формы Ци. Все остальные жизненные субстанции являются проявлением Ци различной степени материальности от вполне материальных (например, кровь) до полностью нематериальных (например, разум – Шэнь). Для европейца оказалось посильным воспринимать Ци как циркулирующую в теле человека энергию.
Концепция Инь-Ян является одной из основополагающих концепций китайской философии и медицины. Она некоторым образом близка по смыслу к закону «Единства и борьбы противоположностей» западной философии.
День соответствует Ян, ночь – Инь. Следовательно, к Ян относятся деятельность, свет, Солнце, яркость, Юг, Восток (солнце всходит на востоке), тепло, разреженность, подъем. Инь соответствуют ночь, отдых, спокойствие, Луна, тень, Запад (солнце заходит на западе), Север, холод, плотность, спуск.
Хотя Инь и Ян являются противоположностями, но представляют собой единое целое, поэтому не могут существовать друг без друга. Не существует абсолютно полного Ян и абсолютно полного Инь. Инь и Ян постоянно находятся в состоянии динамического баланса, в результате движения сменяя друг друга: ночь сменяет день, времена года сменяют друг друга. Не может быть активности, если не было отдыха, не может быть сжатия без расширения, не может существовать энергии без материи и т.д.
Таким образом, Инь и Ян представляют собой противоположные и дополняющие друг друга качества. Инь всегда содержит в себе семя Ян и наоборот, что полным образом отражено в известном нам символе – Монаде.
По теории китайской медицины считается, что «здоровье и красота кожи в большой степени зависят от притока крови к поверхности кожи и нормального кровообращения». Ведь именно кровь доставляет коже необходимую для нее влагу, кислород и питательные вещества. Поэтому при нарушении кровообращения в организме кожа становится сухой и грубой, теряет нормальный тонус, приобретает нездоровый темный цвет. Причины этого явления достаточно сложны. Наиболее частыми остаются нарушение работы Селезенки, недостаток влаги в организме и плохая работа Почек.
Работа селезенки влияет на мышцы, являясь причиной мышечной слабости, когда она находится в состоянии недостаточности. Селезенка – второй после Почек по значимости орган. Почки управляют рождением, репродукцией, развитием. Под Селезенкой в китайской медицине подразумевается вся система пищеварения. Поэтому именно Селезенка – источник жидкостей в организме, а патогенным фактором, который ее повреждает, является сырость.
Так что так называемые «уши» у женщин на ягодицах, на внутренних сторонах бедер, целлюлит являются проявлением сырости при недостаточности Селезенки. Без работы с внутренними органами можно всю жизнь делать антицеллюлитные массажи, прессо-массажи, лимфодренажи и т.д. с переменным успехом. Причем, если есть «уши» на внутренних сторонах бедер, надо не только укреплять Селезенку, но и нормализовывать состояние Печени, а может быть, и Почек. При целлюлите нужно укреплять Селезенку, Желчный пузырь и Печень. При провисании ягодиц – работать с Селезенкой, Мочевым пузырем и Почками.
Мужской «пивной животик» является проявлением внутренней сырости при слабости Селезенки, поэтому наряду с физическими упражнениями обязательно надо изгонять сырость и укреплять Селезенку. Это касается и женских дряблых мышц живота. Как упоминалось выше, недостаточность Селезенки является причиной мышечной слабости. С другой стороны, укрепить Селезенку можно, тренируя мышцы. Бег, спортивная ходьба, физические упражнения укрепляют Селезенку.
Селезенка в рамках китайской традиционной медицины является изначальным кроветворным органом, так как она из пищи, переваренной желудком, выделяет Ци пищи (Гу Ци), которая через легкие идет к Сердцу. В результате образуется кровь, которая хранится в Печени. Женщины с менструациями теряют кровь, с родами – эссенцию Почек, поэтому слабость Селезенки – обычная женская проблема. Иногда она является еще и конституциональной – худощавые женщины изначально склонны к слабости Селезенки.
Кстати, знаменитая «косточка» у боковой части большого пальца стопы есть не что иное, как твердая флегма (сконцентрированная застарелая сырость).
Различают два типа отеков: «водяные отеки» и «отеки Ци». «Водяные отеки» являются следствием накопления воды и вызываются общим недостатком Ян организма, после надавливания на кожу в ней остаются ямки. «Отеки Ци» появляются из-за застоя Ци. Так как Ци двигает жидкости организма, то при застое Ци в отдельных местах появляется скопление сырости. При возникновении этих отеков на коже не остается ямок после надавливания.
Хронические отеки начинаются с ног и вызываются недостаточностью Ян Почек, относятся к «водяным отекам». Недостаточность Ян Почек со временем перерастает в недостаточность Инь Почек, ускоряя старение организма.
В целом кожа находится под влиянием Легких, которые орошают жидкостями тела пространство между кожей и мышцами, отвечают за увлажненность и контролируют открытие и закрытие пор кожи. Так, слабость Ци Легких может привести к «вялости пор», когда они будут слишком открыты, этим объясняется излишняя дневная потливость.
Излишняя масса тела доставляет много неприятностей ее обладателям: портит внешний вид, приводит к проблемам со здоровьем.
Китайские специалисты делают подсчеты при помощи индекса Кетле: масса тела делится на квадрат роста в метрах. Для женщин оптимальным считается коэффициент от 19 до 23,8, для мужчин – 20–25. Индекс свыше 28 говорит о явном ожирении. Перед лечением врач проводит диагностику. Китайские врачи начинают осмотр больного еще до того, как тот заговорит. Наблюдают, какая у него походка, как он стоит, как садится. Обязательно обращают внимание на его телосложение, манеру говорить, тембр голоса. Врач составляет представление о стиле жизни человека, его особенностях, привычках, осматривает язык, прощупывает пульс.
Интересно, что, казалось бы, примитивные диагностические методы (осмотр, опрос, пальпация, аускультация) позволяют не только определить текущее состояние организма, но и спрогнозировать отрицательное развитие событий, пока человек еще не чувствует недомогания, и устранить их.
Основное отличие западной медицины от восточной состоит в том, что первая упор делает на анатомическое строение и механические функции органов, в китайской медицине рассматриваются эмоциональная и психическая составляющие. Поэтому оптимизация массы тела проводится через нормализацию работы внутренних органов, налаживание функционального психоэмоционального аспекта.
Мы знаем, что люди по-разному реагируют на негативные события в жизни. Одни, находясь в состоянии негативных эмоциональных переживаний, худеют, а другие – поправляются. Некоторые люди в этом случае не могут заснуть, другие, наоборот, впадают в состояние спячки. Кто-то покрывается прыщами, у кого-то начинает болеть желудок. «Все болезни от нервов», – говорят в народе.
С позиций китайской медицины это явление можно объяснить довольно просто, опираясь на теорию «У-син» (теория Пяти Первоэлементов). Буквальный перевод слова «элемент» – это нечто стабильное, неподвижное, но китайское слово «синь» означает движение и перемены, поэтому более точный перевод – «пять стихий» («У» – переводится как «пять»).
Пять элементов: Дерево, Огонь, Металл, Земля и Вода являются основными составляющими, из которых создан окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования. При помощи этих пяти элементов, их взаимодействий восточная философия описывает Вселенную и все протекающие в ней циклы (в отличие от греческой философии, где принимались за первооснову 4 элемента – Огонь, Вода, Воздух и Земля).
Эти пять элементов находятся в циклической взаимосвязи, чем объясняются функциональные процессы, происходящие в природе и человеческой жизни. Все явления мира укладываются в представление о пяти первоэлементах. Модели, существующие в природе, повторяются на всех уровнях организации – от вращения планет до работы внутренних органов. Вот почему стимуляция деятельности каждого органа оказывает непосредственное влияние на течение всех внутренних процессов жизнедеятельности. Наша цельность зависит от пропорций и ритма каждой из пяти фаз внутри нас, регулирующих бодрствование и сон, активность и отдых, возбуждение и торможение. Вот почему так важно достижение равновесия, что означает подвижность, разнообразие, умеренность и гармонию с собственными ритмами и потребностями.
Согласно китайской медицине тело человека пронизывают десять симметричных с левой и с правой сторон парных каналов (меридианов), проходящих через внутренние органы: Легкие, Селезенку, Печень, Почки, Сердце, Тонкую кишку, Толстую кишку, Желудок, Желчный пузырь, Мочевой пузырь. Еще два парных канала проходят через виртуальные органы – Перикард и Тройной обогреватель. Перикард определяется как оболочка сердца, укрывающая его от воздействия наружных патогенных факторов. Тройной обогреватель включает в себя все внутренние органы тела. И еще два меридиана – впереди Жень-май и сзади Ду-май – делят тело на две равные части. Плотные внутренние органы: Легкие, Сердце, Селезенка, Печень и Почки, а также Перикард, способные накапливать энергию, называются Инь-органами. А полые органы: Толстая кишка, Тонкая кишка, Желудок, Мочевой пузырь, Желчный пузырь, в которых в основном происходит перемещение веществ, – являются Ян-органами. К Ян-органам относят и Тройной обогреватель, в функции которого входит контроль над перенесением и проникновением Ци и за переработку, перенесение и выведение жидкостей тела во всех полостях и органах.
Меридианы, идя через органы, имеют свои ходы. Причем различают поверхностный и внутренний ход меридианов. Схемы с изображением меридианов передают их поверхностный ход, дающий возможность через определенные точки воздействовать на организм. Внутренний ход меридианов пролегает внутри организма, через него происходит соединение меридианов с внутренними органами и между собой. Соединение находящихся в поверхностно-внутренней связи меридианов между собой происходит через соединительно-переходные точки (или ЛО-пункты). От них отходят коллатерали для соединения меридианов, представляющие собой сеть мелких горизонтальных ответвлений в поверхностной части тела в пространстве между основными каналами и кожей. Благодаря этим точкам осуществляется поверхностно-внутренняя связь двух внутренних Ян- и Инь-органов и связанных с ними каналов. В поверхностно-внутренней связи находятся: меридианы Легких и Толстой кишки; Селезенки и Желудка; Сердца и Тонкой кишки, Перикарда и Трех обогревателей, Почек и Мочевого пузыря, Печени и Желчного пузыря.
Взгляды на эмоции в китайской и западной медицине различны. В западной медицине головной мозг является вершиной пирамиды «психика–тело». Эмоции воздействуют на лимбическую систему мозга, нервные импульсы распространяются на гипоталамус через симпатические и парасимпатические нервные центры, достигая внутренних органов. Эмоции рассматриваются как второстепенный раздражающий фактор, влияющий на внутренние органы.
В китайской медицине «тело–разум» не пирамида, а круг взаимодействия между внутренними органами и их эмоциональной стороной. Каждому Инь-органу соответствует определенная связанная с ними эмоция. Так, Печени соответствует гнев, Легким – печаль, Сердцу – чрезмерная радость или вожделение, Почкам – испуг, Селезенке – чрезмерная задумчивость, похожая на мыслительную жвачку. То есть эмоции, будучи очень продолжительными или сильными, способны вызвать заболевания внутренних органов. И наоборот, заболевания внутренних органов влияют на эмоциональное состояние человека.
Необходимо заметить, что внутренние органы всегда имеют позитивную психическую энергию, которая превращается в негативные эмоции только, когда это спровоцировано определенными внешними обстоятельствами.
Печень является самым «эмоциональным» органом, так как принимает на себя наиболее часто проявляемые эмоции: гнев, раздражение, возмущение, горечь, ярость, ненависть, злобу, подавленный гнев. Кроме того, одной из функций Печени в организме является контроль за протеканием энергии Ци. В связи с этим Ци Печени может идти в любом направлении в теле, оказывая воздействие на любой орган. Воздействие эмоции зависит еще от того, проявляется ли эмоция или подавляется. Так, гнев, проявляющийся внешне, поражает Печень. Тот же гнев, но подавленный, поражает еще и Сердце и ведет к депрессии. Если гнев проявляется через час-два после приема пищи, он будет вредить кишечнику, вызывая диарею или запор. Если у кого-то гнев проявляется во время приема пищи, то гнев будет еще поражать и Желудок, способствуя возникновению гастрита и других заболеваний желудка. При уже существующей слабости Желудка гнев повредит непосредственно желудок без повреждения Печени. При слабости Селезенки гнев будет сказываться на Селезенке, что вызовет потерю аппетита.
Если у человека есть склонность к формированию Жара, что, кстати, может быть еще и от частого потребления острой еды, курения, то это приводит к возгоранию Огня в Печени, который, перекинувшись на Желудок, приведет к повышению аппетита на нервной почве и как следствие – к увеличению массы тела.
Воздействие эмоции зависит еще от индивидуальных особенностей организма. Если у человека имеется слабость Сердца, то, например, страх будет в первую очередь сказываться на Сердце, а не на Почках.
Для решения эстетических проблем тела в китайской традиционной медицине основной акцент делается на устранение причин через нормализацию работы внутренних органов в системе «физический–эмоциональный–психический» аспекты. Для этого в Китае используются: ручной массаж тела (туйна), акупрессура (надавливание на точки акупунктуры), акупунктура иглами, мануальный лимфодренаж тела, гуаша тела (массаж специальными скребками из рога буйвола), прогревание полынными сигарами, массаж стоп, ванны, обертывания, фитотерапия, китайская диетология, рекомендации по упражнениям гимнастики тайцзицуань.